Вот был у меня предмет политология, изучал, но подзабыл. Т.е. интуитивно конечно я разложу партии слева на право, даже признаки знаю. Но вот интересно, если есть разбирающиеся и увлекающиеся люди, чтоб они разложили основные украинские партии слева на право или наоборот, но с комментариями и отличительными чертами. Левые-почему, характеристики, признаки, отличительные черты. центристы- ..... правые..... Вобщем в этой теме предлагаю системный анализ, как должно быть и как есть в Украине. Отаке.
Классификация партий
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться22008-04-06 01:30:46
Нашел вот такое определение:
В политике левыми традиционно называются многие направления и идеологии, целью которых являются (в частности) социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества. К ним относят социализм, социал-демократию, коммунизм, социальный (противопоставленный классическому) либерализм, анархизм. Противоположностью являются правые. Несмотря на отсутствие однозначного разделения некоторых политических сил на левых и правых, термин широко используется в обществе.
В классическом значении левой политики, она стремится к равным условиям для всех людей, независимо от национальной, этнической, половой и прочей принадлежности – согласно идеалам Французской революции «Свобода, равенство, братство» (liberté, égalité, fraternité). Само разделение на левых и правых является порождением французской революции: ещё в Законодательном собрании (1791) представители революционных клубов, выступавшие в защиту Третьего сословия, рассаживались по левую сторону, тогда как фельяны и прочие роялисты занимали места справа от председательствующего.
Поделиться32008-04-06 01:59:02
В зависимости от классового характера, от своей организационной структуры, от господствующих в ней идейно – политических концепций и установок партии можно классифицировать следующим образом.
1. По классовой природе:
* партии классовые – рабочие, буржуазные, крестьянские, помещичьи и т.д.;
* партии межклассовые – рабоче-крестьянские, националистические, революционной интеллигенции и т. п.
2. В зависимости от типа организационной структуры:
* партии кадровые;
* массовые – жестко или гибко организованные.
3. В зависимости от господствующих в них идейно-политических концепций и установок:
* реформистские;
* консервативные;
* реакционные;
* либеральные;
* контрреволюционные.
4. Согласно месту, которое занимают в системе власти:
* партии легальные или нелегальные;
* доминирующие: правящие или не правящие;
* авторитетные;
* маловлиятельные;
* оппозиционные;
* левые, центристские, правые.
5. По средствам политической деятельности:
* преимущественно парламентские;
* преимущественно непарламентского действия.
6. По отношению к форме государственного устройства:
* унитарные;
* федеральные;
* сепаратистские.
7. По способу возникновения и деятельности:
* самостоятельные, возникшие на основе самодеятельной инициативы граждан;
* проправительственные, созданные «сверху»;
* электорально-парламентские;
* возникшие на базе различных социальных группировок.
Наиболее распространена следующая классификация:
1. Многопартийные системы:
* полная многопартийность;
* умеренная многопартийность.
2. Двухпартийные системы:
* несовершенная двухпартийность;
* совершенная двухпартийность.
3. Многопартийные системы с господствующей партией:
* господствующая партия;
* верхгосподствующая партия.
Многопартийные и двухпартийные системы существуют в большинстве стран мира. Число партий может колебаться от трех (в Бельгии, Германии, Австрии) до 98 в современной России и до 500 партий в странах СНГ.
Многопартийность – необходимое состояние демократического общества, поскольку она позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и действий. Многопартийные системы, не смотря на очевидные достоинства, имеют и определенные недостатки. Так, двухпартийность побуждает каждую из соперничающих партий максимально расширять свою избирательную опору. При этом эффективность политической системы увеличивается. В случае же, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть может быть блокирована множеством противоречивых их действий. Многопартийность может вести к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство. Коалиционный характер правительств обычно ведет к нестабильности.
Свобода выбора между программами различных партий в условиях многопартийности может сужаться. Это связано с тем, что решения, касающиеся жизни каждого избирателя и принимаемые депутатами опосредуются коалициями и компромиссами между различными партиями.
Вместе с тем, указанные недостатки можно устранить, если сформировать две большие партийные коалиции, предлагающие избирателям общую платформу и координирующие свои действия хотя бы в парламенте.
Суть двухпартийной системы заключается в том, что существуют две сильные партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Двухпартийная система в определенной степени стабилизирует правительство, так как партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским большинством. Она упрощает процесс обобщения близких интересов, переводя их на уровень программ, делает ненужным посредничество.
Двухпартийная система так же имеет ряд недостатков. В деятельности такой партии большое внимание уделяется на критику противников, а не на конструктивные предложения. Избирательные кампании проводятся против «чего-то» и избиратели голосуют против «кого-то». При двухпартийной системе перестает существовать политический центр. Если появляется вторая «левая» партия, то она становится конкурентом первой «левой», что выгодно для «правой» партии.
В однопартийной системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии. Партия превращается в руководящую силу государства. Государственные органы не вправе не выполнять партийных решений. Партия становится многофункциональной и контролирует все виды активности в обществе. Сама партия строится в виде пирамиды – сверху идет пропаганда, а снизу вверх идет информация.
Основные достоинства единственной партии:
* единственная партия позволяет сочетать необходимое единство и рациональное многообразие;
* лучше справляется с экономическим и социальным обновлением, привлекает для этого разнообразные силы и резервы общества;
* отражает совпадение интересов различных социальных групп.
Опыт показывает, что при всех режимах однопартийная система оказалась неустойчивой. Довольно быстро она приходит к трудностям и к кризису, который сопровождается идейными, моральными потрясениями. Единственная партия препятствует разделению властей, рассматривает всякую критику и всякое несогласие со своими концепциями и политикой как проявление враждебной деятельности. Население приучается скрывать свои истинные мысли и внешне соглашается с официальными версиями. Происходит ослабление демократического контроля за властью со стороны избирателей, выборы приобретают формальный характер. Все это нарушает сам принцип представительности власти, разделения властей, политическая система поглощает все гражданское общество. В конечном итоге однопартийность исчезает, устраняя правившую партию, а вместе с ней и созданные ею для себя политические структуры.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что большее число политических партий не означает большую степень демократичности общества.
Современное состояние политических партий полно противоречий и трудностей. Во-первых, в мире наблюдается падение влияния партий на массы, особенно коммунистических. Многие компартии в начале 90–х годов прекратили свое существование или реорганизовались и сменили название. Во-вторых, коренным образом изменились направления деятельности коммунистических, социал-демократических партий – на первое место вышли проблемы борьбы за избирателей, парламентской работы; забастовки, стачки и другие формы классовой борьбы отодвинулись на задний план. В-третьих, идет интенсивный поиск путей повышения эффективности своей политики – основное место уделяется борьбе за средства массовой информации, компьютерные системы. В-четвертых, происходит упрощение организационных структур, создаются более гибкие системы управления. Многие партии отказались от постоянного членства, регулярного сбора членских взносов, сократили штатный аппарат. Организация современной партии должна быть гибкой, динамичной, меняться по мере изменения политических условий и политических задач партии.
Обновление партий – дело нелегкое, приходится учитывать и многолетние традиции и масштабность самого партийного механизма, не допускающего резкие повороты и изменения. Однако, без существенного обновления нет дальнейшего развития и обновления партийных форм и «правил» игры будет продолжаться.