Вопрос: По вопросу объявления независимости Косово я слышал в Италии самые различные мнения "специалистов" по внешней политике.

В то же время, как мне кажется, среди мнений действующих политиков присутствует некоторая однообразность. Несколько дней назад появилось "двухпартийное" заявление Фини (прим. пер. - лидер "Национального альянса", бывшей фашистской партии Италии), согласно которому признание Косово в интересах Италии. Меня это утверждение оставляет растерянным.
     
     Я задаюсь вопросом: "Каких положительных изменений ждать нам - Европе, в целом, и Италии, в частности - от государственного образования, безжизненного, и, в общем, считающегося "святая святых" бандитов по ту сторону Адриатики, которое неизбежно на целые годы станет энной причиной столкновений и противостояний на Балканах". Я задаю себе также вопрос, почему, как сторонники, так и противники никогда не упоминают о военной базе Кэмп 'Бонд-Стил', построенной американцами на территории Косово (думаю, для того, чтобы контролировать транспортные пути каспийских энергоресурсов), и являющейся единственным значимым объектом в бывшей сербской провинции. Джованни Кастеллани Пасторис (Giovanni Castellani Pastoris)
     
     Серджио Романо: Уважаемый г. Кастеллани Пасторис, я уже говорил о Кэмп 'Бонд-Стил' в другом ответе несколько дней назад. Но стоит напомнить, что факт наличия большой базы США в Косово дает возможность лучше понять их политику в центрально-восточной Европе и в придунайско-балканском регионе.
     
     Кэмп 'Бонд-Стил' располагается на площади примерно 500 гектаров возле македонской границы, периметр базы составляет примерно 14 км, и по ее территории проложено 25 километров дорог. Сегодня, после закрытия некоторых военных объектов в Германии, это, возможно, самая большая военная база США в Европе. А также показатель новой конфигурации, которую последовательно принимает американское военное присутствие после окончания "холодной" войны, краха советской системы и развала Югославии.
     
     Уже была проведена некоторая реорганизация, например, на военной базе Ла Маддалена (база поддержки для американских атомных подводных лодок возле о. Сардиния, основанная в 1972 году по секретному договору между правительствами США и Италии; ВМФ США полностью покинет ее в первом полугодии 2008 года - прим. пер.), но в рамках стратегии, которая передвигает на восток военную силу Соединенных Штатов.
     
     Я думаю о соглашении, которое Госсекретарь США Кондолиза Райс подписала в апреле 2006 года с министром иностранных дел Болгарии по созданию военной базы на 2500 человек. Я думаю о существовании американской военно-воздушной базы в румынском городе Костанца, на Черном море. Я думаю о двукратном увеличении военной базы в Виченце (северо-восток Италии - прим. пер.). Я думаю о присутствии американского военного контингента в Средней Азии и в Грузии. И, наконец, я думаю о двух инициативах, продвигая которые, Соединенные Штаты в последние месяцы более всего ухудшили отношения между Вашингтоном и Москвой: создание противоракетной базы в Польше и установка радарной станции в Чешской Республике. Кое-кто надеялся, что выборы в Польше и уход со сцены одного из братьев Качиньских позволят новому правительству в Варшаве занять другую позицию. Но премьер-министр Дональд Туск, при всем своем желании улучшить отношения с Россией Путина, полон, как кажется, решимости продолжать переговоры с американцами.
     
     Эти примеры доказывают, что Соединенные Штаты воспользовались окончанием "холодной войны", чтобы наметить новую карту своего военного присутствия в Европе. Они передвинули вперед свои стратегические объекты и значительно расширили на восток зону своего влияния.
     
     В своем ответе по вопросу о Косово я отметил, что могу постараться понять политические аппетиты Соединенных Штатов, не оправдывая их при этом. Но, кажется, европейцы не поняли, какую реакцию вызовут эти действия в Москве, где у русских сегодня создается впечатление, что они проиграли не только "холодную", но и Вторую мировую войну.