В США полным ходом идет подготовка к разработке очередного «Четырехлетнего доклада по вопросам обороны», который выйдет в начале 2010 года. Разброс рассматриваемых сценариев весьма велик: от войн с Китаем, Северной Кореей и Ираном до взятия под контроль районов нефтедобычи в Нигерии или ядерного арсенала в Пакистане.
«Четырехлетний доклад по вопросам обороны» (QDR — Quadrennial Defense Review) – основной открытый программный документ, отражающий направления военного строительства американских ВС. В нем дается анализ стратегических целей и потенциальных угроз, с которыми могут столкнуться Соединенные Штаты.
Доклад 2001 года стал последним документом мирного времени. QDR-2006 уже вобрал в себя основные положения военной доктрины Америки в условиях кардинально изменившейся международной военно-политической обстановки. Документ же 2010 года, во-первых, станет базой для формирования оборонных бюджетов, а во-вторых, это будет первый документ подобного рода, принятый в период «правления» Роберта Гейтса. В военную доктрину США будут внесены определенные изменения, поскольку нынешний глава Пентагона несколько расходится во взглядах со своим предшественником Дональдом Рамсфелдом.
В американском военном ведомстве уверены, что после 12 лет непрерывного роста военных расходов следующий кабинет, вне зависимости от своей партийной принадлежности, начнет их сокращение. Поэтому военные стремятся «застолбить» бюджеты основных программ вооружения, чтобы в будущем их нельзя было кардинально сократить.
В частности, министр ВВС США Майкл Уэйн заявил в сентябре прошлого года, что его ведомству понадобится дополнительно $100 млрд в течение следующих пяти лет. Cокращение численности ВВС не дает желаемого результата – денег на приобретение новой авиатехники все равно не хватает. В приоритетах – закупки значительного количества самолетов-заправщиков, военно-транспортных самолетов С-17, реорганизация военно-воздушных баз, ввод в строй новых систем спутниковой разведки, а также передача авиаэскадрильям 381 истребителя F-22A.
У руководства армейского министерства и командования Сухопутных войск существует два подхода к дальнейшему военному строительству ВС США: формирование компактной армии, небольшой по численности, но оснащенной самым современным высокоточным оружием, или поддержание численности на уровне порядка 700 тыс. человек при одновременном насыщении войск более дешевыми образцами ВВТ.
Под руководством вице-адмирала Джона Моргана подготовлен и в декабре 2007 года представлен на рассмотрение рабочий документ, отражающий различные варианты дальнейшего развития Военно-морских сил: флот из 263 вымпелов для борьбы с одним глобальным противником; флот из 534 вымпелов для решения задач обеспечения глобальной безопасности на море; флот из 474 вымпелов, способный решать как задачи противоборства с сильным противником, так и проводить стратегически менее значимые операции.
Командующий ВМС США адмирал Гари Рафхед отверг все три варианта, заявив, что флоту необходимо больше кораблей и подводных лодок. При этом стоимость американских боевых кораблей растет на глазах. Например, проектирование и постройка головного АВМА нового типа («Джеральд Р. Форд», CVN 78) обойдется бюджету уже не менее чем в $11 млрд, новые крейсеры и эсминцы будут стоить не менее $2 млрд, а десантные вертолетоносцы-доки – не менее $1,5 млрд.
Комендант Корпуса морской пехоты США генерал Джеймс Конвей, выступая в палате представителей конгресса, заявил, что намерение командования ВМС США иметь в боевом составе только 30 десантных кораблей не позволит осуществлять одновременную переброску в любой район мира двух экспедиционных бригад морской пехоты.
К тому же виды ВС США снова активно борются друг с другом. Понимая это, министр обороны Роберт Гейт 26 ноября 2007 года напомнил уже порядком подзабытые слова бывшего президента США Гарри Трумена: «Если бы американские ВВС и ВМС воевали с врагом (во Второй мировой войне) с тем же усердием и отвагой, с какой они ссорились друг с другом, то война закончилась бы намного быстрее».
Отметим, что уже через день после своего официального вступления в новую должность Роберт Гейтс отправился в Ирак, где на встрече с командованием американской группировки высказался за увеличение численности контингента. 10 января 2007 года в телевизионном обращении Джордж Буш объявил об отправке в Ирак дополнительно 20 тыс. военнослужащих. Днем позже министр обороны изъявил намерение увеличить в течение 2007-2012 годов штатную численность Корпуса морской пехоты на 92 тыс. человек. Постепенно растет численность и Сухопутных войск.
Основной же стратегической линией поведения Вашингтона остается изменение коренным образом военно-политической и экономической обстановки в ряде ключевых районов — нефтеносных странах Африки и Ближнего Востока, а также Центральной и Восточной Азии.
Единственным принципиально иным шагом нового министра стало более активное использование Вашингтоном так называемой «мягкой силы» – дипломатического корпуса и действующих не явно спецслужб. По мнению Роберта Гейтса, это позволит облегчить задачи Вооруженных сил и придаст большую эффективность внешней политике США. В связи с этим министр занял и более мягкую позицию по отношению к Ирану, призвав больше внимания на нынешнем этапе уделить дипломатии, а не вооруженным акциям против Тегерана, которые должны рассматриваться «как самое крайнее средство». Его предшественник, Дональд Рамсфелд, наоборот, взвалил значительную часть ответственности за иракскую кампанию на минобороны, ослабив влияние Госдепартамента.
Озабоченный сложившейся крайне негативной ситуацией, новый председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал Майкл Маллен заявил о необходимости увеличить военные расходы страны до 4% от валового внутреннего продукта (сегодняшний бюджет Пентагона составляет только 3,3% от ВВП). Это, по оценкам экспертов, приведет к увеличению бюджета Минобороны до $688 млрд к 2012 году. По мнению адмирала, Америке не стоит «расслабляться и требовать дивидендов мирного времени» после того, как война в Афганистане и Ираке будет завершена.
Маллен, который, как предрекают аналитики, останется на своем посту и при новых «хозяевах» Овального кабинета, выражает серьезную озабоченность плохим состоянием авиапарка ВВС. Наглядным показателем этого состояния, по его мнению, стала серьезная авария с истребителем F-15C 2 ноября 2007 года, в результате чего около семи сотен самолетов данного типа были отстранены от полетов.
Не хватает военным самолетов-заправщиков и военно-транспортных самолетов, особенно тяжелых. Армия и Корпус морской пехоты нуждаются в дополнительном финансировании, в том числе и на содержание дополнительных контингентов войск. Флот должен, по мнению его бывшего главкома, «инвестировать в будущее», постепенно заменяя корабли 1980-х годов постройки.
С другой стороны, дополнительные финансовые средства нужны на подготовку к войнам нового типа, в которых поле боя будет асимметричным. Причем это касается не только Сухопутных войск, но и всех других видов и родов ВС США.
Адмирал Маллен, в отличие от нового министра обороны, высказывается более определенно и корректно, указывая на Китай как на потенциального противника. По его мнению, в ходе своего военного строительства Пекин определенное внимание уделяет асимметричным технологиям и вооружению. Яркий тому пример – испытание противоспутниковой ракеты, что стало полной неожиданностью для Запада.
Не менее важный приоритет, по его мнению, следует уделять и разработке новой стратегии США в отношении Ближнего Востока в период после завершения афгано-иракской кампании. На сегодняшний день это именно тот регион, безопасность которого сильно связана с национальными интересами США.
Как показывает анализ заявлений высокопоставленных представителей военно-политического руководства США, в новом тысячелетии Соединенные Штаты намерены продолжать осуществление политики, направленной на сохранение их лидирующего положения в мире. И демократы, и республиканцы вряд ли решатся на коренное изменение военной и внешней политики США.