Сразу о главном. Без всяких условностей. Президентские выборы начались. Потому что только следующие президентские выборы позволят окончательно перераспределить влияние в пользу какого-то одного игрока.

Временно, конечно. Более того, «условные выборы» (без объявления формальной процедуры) уже в самом разгаре. По крайней мере, два сильных кандидата уже явно обозначили собственные намерения и собственную непримиримость – речь, естественно, идет о Викторе Ющенко и Юлии Тимошенко. Все остальное - совместная работа в коалиции, распределение обязанностей - от лукавого. Оба спешно формируют ударные команды. Оба настойчиво ищут уязвимые места друг у друга. Оба пытаются максимально использовать слабости оппонентов. Оба накапливают компромат. Оба пытаются максимально наполнить предвыборный кошелек.

Почти президентша

Кстати, о кошелке. Есть всего три способа наполнить этот самый предвыборный «кошелек». Собрать дань с олигархов. Но олигархи сегодня хитры и стараются давать всем потенциальным кандидатам. Понемногу. Да и еще в своем кругу быстро все «сдают» - кому, сколько и когда выделили на «революцию». Иной действенный способ – собрать «финансовые сливки» с самых привлекательных отраслей. С энергетики, к примеру. А еще лучше – сразу взять из бюджета. Через «правильную организацию тендерных закупок. Наконец, самый сложный, но при этом самый многообещающий и самый безопасный способ – придумать нечто оригинальное. А кто у нас умеет оригинальничать? Все правильно – явно не Президент и его команда.

Юлия Владимировна, и с этим ее оппонентам придется уже смириться, тактически, и что важнее, стратегически переигрывает команду Ющенко. Или все-таки команду Виктора Ивановича Балоги? Окружение Юлии Владимировны не только блестяще использует популистские навыки своего лидера (и тем самым резко наращивая публичную привлекательность политической группы), но также проводит десяток тайных спецопераций, пользуясь доступом ко многим властным рычагам. Эти условные спецоперации позволяют быстро и эффектно перераспределять материальные и финансовые ресурсы в стране. И делается все это настолько тонко, что оппоненты не только не замечают, но даже негласно поощряют своих политических противников, увлеченно размышляя над тем, как понизить рейтинг премьера. Поздно, ребята! Рейтинг уже ничего не значит. И работаете вы не по тем направлениям, по которым нужно. И даже не понимаете, как глубоко команда Тимошенко проникает в отрасли, на первый взгляд малоинтересные и какие изящные многоходовки разыгрывает в этих отраслях. Вот вам ключевой вопрос: если вы настолько глупы, что не видите очевидных проявлений «финансовых перераспределений в пользу оппонента», то почему вы вообще должны переиграть ЮВТ в 2009/2010 гг.?

Ниже мы расскажем об одной подобной (и незаметной для широкого круга) спецоперации, сочиненной окружением ЮВТ и уже практически завершенной. Между прочим, эта изящная инициатива позволяет команде Тимошенко убить сразу трех (даже не традиционных двух!) зайцев. Во-первых, убедить предпринимателей разного калибра в искренней и многообещающей благосклонности Юлии Владимировны. А как это сделать? Правильно. Позволить предпринимателям, явно не жалующим свое государство и его фискальные органы, как можно больше своих оборотов увести в тень. Команда Тимошенко быстро конструирует теневой зонтик, под который предприниматели и уйдут. Как? Очень просто и изысканно. Но об этом ниже. Попутно заметим, что по состоянию на 20.02. 2008 года по данным Единого государственного реестра юридических и физических лиц в Украине зарегистрировано 752 000 «юридических лиц» и 2 150 000 «физических лиц предпринимателей». Внушительная армия, которая явно пойдет навстречу своим благодетелям, что позволит вовлечь предпринимателей в крайне затратное (и как правило, черно/наловое) финансирование локальных (отраслевых, региональных) избирательных компаний «кандидата Х». Проблема финансирования уже решена и не надо просить каких-либо олигархов и раздавать им заводы/пароходы/газеты. Во-вторых, спецоперация Пинзеника и Минфина (ниже обязательно расскажем о ней) позволяет вывести из-под контроля государства (читай - прежде всего, Ющенко) огромные финансовые суммы. В кэше. Правительство к этому, конечно, не будет иметь никакого отношения. Президент же, который вынужден будет критиковать Тимошенко, сам окажется под ответным огнем – он, дескать, мешает наводить порядок. Со всеми вытекающими электоральными выводами. Тем более, что у Ющенко очень слабая личная информационная поддержка и все информационные войны он проигрывает в одну калитку. И, в-третьих, спецоперация позволит нанести мощнейший удар по экономике и, используя соответствующие технологии, обвинить в этом «кланы». Зачем «гробить» экономику»? Все банально – «чтобы презентовать себя как команду «антикризисников».

Пикантности же всей этой истории придает тот факт, что президент вроде бы все знает, но никак не реагирует. А может, он просто ничего не понимает? Более того, некоторое время назад именно президент… благословил начало этой «минфиновской» спецоперации. Впрочем, обо все по порядку.

Отвлекающий маневр

Теневая экономика. Красивое определение. Мы часто упоминаем о теневых экономиках, серых или черных схемах и даже знаем, что порядка 40 % наших отраслей до сих пор живут в тени. Что такое тень? Нет, неправильно. Не с того начали. Начнем сначала. О чем сегодня говорят потенциальные «заговорщики» и их «разоблачители». А также «оруженосцы» разных мастей, зарабатывающие на публичной политике? Правильно. О газе. О том, что идет жесточайшая борьба за национальный и транзитный газовые рынки. Две стороны пытаются устроить свое собственное посредничество на этих рынках и обставить это так, что Украина без этого посредничества не выживет. При этом стороны подумывают и о том, чтобы хорошенько заработать на газе. Но вот проблема: сегодня слишком много наблюдателей следит за этими рынками, и, следовательно, компромат к публикации обеспечен. Еще говорят о Тендерной палате и об организации госзакупок. Это также крупные финансовые потоки. Конечно, лакомое место. Но опять встает та же проблема – оппоненты внимательно следят друг за другом и ждут подходящего момента, чтобы выступить с соответствующими разоблачениями. Что это значит? Только одно – обе вкусные темы спалены, а ведь уже сегодня нужно позаботиться о деньгах. На выборы. Ведь следующие президентские выборы будут умопомрачительно дороги. Слишком высоки ставки и слишком высоки аппетиты рядовых исполнителей, хорошо понимающих эти самые ставки. Значит, нужно что-то искать.

И пока все ключевые игроки, в том числе Виктор Иванович Балога, активно реагируют на изящные (отвлекающие!) пассажи Юлии Владимировны относительно газового рынка, за их спинами разворачивается куда более изящная игра. О которой никто, как уже было сказано, не подозревает…

Не/строгая отчетность

Виктор Михайлович Пинзеник сегодня весь в работе. Он – трудяга. Пахарь. Рабочая лошадка. Он добровольно тянет большой финансовый воз страны. А попутно придумывает кое-какие полезные в среднесрочной перспективе «игрушки». Не зря же он возглавляет Министерство финансов. Из стенограммы аппаратного совещания Минфина от 12 февраля 2008 года: «Пинзеник: міністерства не нададуть Вам інформації про кількість непотрібних бланків суворої звітності. Нам треба самим провести цю роботу і вийти з пропозиціями на Кабінет Міністрі… Савченко: Але, на мою думку, відповідей з міністерств ми повинні дочекатись… Фудашкін: Немає сенсу запроваджувати сувору звітність на бланки, які є у вільному комерційному продажу». Имеем три точки зрения на крайне скучную (на первый взгляд) тему. Два человека (Пинзеник и Фудашкин) предлагают сломать систему контроля и сделать это быстро и жестко, оправдывая слом фальсифицированными аргументами о коммерциализации контроля. Один человек (Савченко) пытается указать министру и его заму, что существует некая процедура и ее надо соблюдать. О чем мы говорим?

О том, что в Минфине придумана изящная и многообещающая схема. Министерство инициирует отмену некоторых видов «бланков строгой отчетности» и якобы либерализует рынок. Т.е. освобождает предпринимателей от «существенных затрат на приобретение бланков» и сокращает время на бюрократические процедуры. На самом деле, затраты на эти бланки не существенные – «среднемесячные затраты на приобретение доверенностей по учету материальных ценностей составляют от 1,5 до 12 гривен в зависимости от размера предприятия, а на приобретение кассовых ордеров – от 3,5 до 18 гривен». Что касается бюрократической процедуры? С этим действительно интересно – предпринимателям указывают, что больше нет необходимости строго учитывать собственные финансовые и материально-ценностные действия. На первый взгляд, Минфин делает перспективный шаг, который уменьшает роль государства в экономике. Вопрос в том, какая государственная роль сокращается? А сокращается то, что пока категорически нельзя сокращать – контроль за движением материально-финансовых ценностей на предприятиях разных форм собственности. О доверии к бизнесу мы не говорим – во всем мире государство строго следит за тем, чтобы «вход» ценностей равнялся выходу ценностей и соответственно, чтобы в полном объеме платились налоги с этого движения. У нас, очевидно, государство добровольно намерено отказаться от контроля и предоставить всем вольную. Дальше будет немного скучно. Но именно на скукоту заинтересованных лиц, судя по всему, и рассчитывает Минфин. Кто будет всерьез следить за этой скучной инициативой, если на повестке дня стоит начало разрушительных компроматных войн на газовом рынке страны? А обратить внимание на «инициативу Пинзеника-Фудашкина» есть смысл. Что же хочет отменить Минфин? Во-первых, доверенность на получение товарно-материальных ценностей. Во-вторых, кассовый ордер (приходный и расходный). Чтобы было понятно, сделаем небольшое лирическое отступление. Бланки строгой отчетности и собственно две вышеозначенные категории придуманы были, естественно, не в Украине и явно не для того, чтобы усложнить кому-либо работу. Хорошо известно, что «условный предпринимать» (вне зависимости от страны его дислокации) всегда норовит снизить собственные декларируемые доходы и официально показать гораздо меньший оборот, чем тот, который есть на самом деле. Такова человеческая природа. Меньше показал – меньше уплатил налогов. А потому везде и всегда применялась практика составления формализованных «отчетных финансово-хозяйственных документов» в нескольких вариантах – для себя (где указывались реальные доходы/расходы), для контрагентов (с учетом только их интересов и чтобы никого не подставить) и для контрольных органов (с существенно заниженными показателями). Бороться с этим «документальным клонированием» можно только одним способом – вводить в оборот документы строгой отчетности, имеющие с одной стороны так называемую сквозную нумерацию (т.е. каждый бланк оцифрован и записан в реестр). Один бланк с одним номером нельзя повторно использовать – его просто не будет в наличии. А с другой – специальные элементы защиты. Подобные бланки печатаются специальными предприятиями, а потом учитываются в единой системе учета движения этих бланков (подделать, конечно, можно, но для этого придется купить слишком много разных людей, что приведет к чрезмерному удорожанию подделки). Кстати, о коммерциализации рынка бланков, о которой (как об аргументе для отмены) говорит заместитель Пинзеника Денис Фудашкин – конечно, реализовывать бланк может каждый, но от этого совершенно не страдает его (бланка) защита и на рынке их не становится больше (нумерация и учет всех реализованных бланков строй отчетности сведены к единому знаменателю). Украина долго шла к пониманию того, что движение материальных ценностей и особенно наличных денег там, где нет кассовых аппаратов, нужно строго контролировать. В итоге в недрах Государственного научно-исследовательского института МВД Украины была создана система единого учета и контроля за оборотом бланков строгой отчетности – сколько выпущено бланков, кто продал и кто купил бланки, сколько израсходовано и т.д. Любой контрольный орган – от налоговой администрации до прокуратуры – в любой момент может проследить судьбу любого бланка. И вот кое-кто намерен поломать стройную систему и серьезно усложнить контроль за движением, прежде всего, КЭШа.

Теневые бароны

Очевидно, что подобная система контроля не учитывает известное стремление некоторых нечистоплотных предпринимателей что-либо утаить. Кое-кто их этих предпринимателей пытался лоббировать отмену системы и даже не надеялся на успех. Что и понятно: разве государство откажется добровольно от столь важной контрольной функции? И вот совершенно неожиданно появляется шокирующая инициатива Минфина об… отмене ряда бланков строгой отчетности. Опять скучно? Конечно, скучно. Никто ведь пока не понял, к чему это приведет. А приведет это, как уже было сказано, к двум явлениям. Резкому переходу в тень десяткам миллиардам гривен. И солидной накачки наличными и неучетными деньгами одного предвыборного кошелька.

Что же все-таки произошло 12 февраля на совещании в Минфине? Поначалу нам показалось, что за столь неоднозначной инициативой стоит чей-то конкретный корыстный интерес. Человек (безотносительно к нижесказанному отметим, что особую ретивость в данной теме проявляет именно Денис Александрович Фудашкин, заместитель министра финансов), рассчитывая на невзрачность темы и имея возможность влиять на прохождение соответствующего постановления по соответствующим инстанциям, просто решил заработать деньги на шантаже тех, кто отвечает за выпуск и оборот этих бланков. Кстати, основными производителями и поставщиками бланков на рынок являются два государственных предприятия – ПК «Украина» и Киевская фабрика. Инициатор-шантажист просто должен был попугать производителей, а хорошенько попугав, вынудить их заплатить за то, что он забудет тему. Как известно, это общепринятая практика у нас – часто тот или иной неглупый чиновник и находит тему, которой можно пугать конкретных производителей и долго (а главное – тихо) на этом зарабатывать. Увы, наше первое предположение не выдерживает никакой критики. Но уж лучше бы имел место именно корыстный умысел жадного чиновника. Ударил парнишку по рукам и проблема закрыта. А так…

Дело в том, что отмена бланков слишком резонансная инициатива, которая, несомненно, приведет к резкому перераспределению крупных сумм наличных денег на рынке. Десятки миллиардов гривен перейдут в тень. По сути, эта минфиновская инициатива восстанавливает в полном объеме теневую экономику Украины в том виде, в котором она существовала в середине 90-х годов. Но с гораздо большими оборотами. И еще кое-какие особенности этой истории заставляют нас усомниться в том, что инициатива исходит от условного «чиновника-коррупционера». Во-первых, личность главного лоббиста проекта. Формально этим направлением занимается некто Фудашкин. Слишком молод. Слишком горяч. И явно не авторитетен в соответствующих кругах, чтобы пролоббировать такой проект. Во-вторых, скорость, с которой Минфин пытается «протянуть» инициативу. Ребята хотят уложиться в месяц. В-третьих, потенциальное негативное отношение к инициативе со стороны контрольных органов, что вынуждает Минфин отказаться от общепринятой процедуры номенклатурного согласования в смежных министерствах и ведомствах. На том же аппаратном совещании Пинзеник прямо заявляет, что нет смысла ждать согласований. А ведь это нонсенс – отменить документы, которые важны не столько для Минфина, сколько для контролирующих органов – тех же таможни и налоговой – даже не спросив последних.

Вывод очевиден и, увы, примитивен. Безо всяких подводных течений. Инициатива Минфина – это часть большой игры, первый акт многоактовой оперы, которая позволит одному политическому клану решить ряд ключевых оперативных задач накануне президентских выборов. А главное - получить доступ к неограниченному объему черного нала. Остается добавить, что оппоненты этого политического клана даже не понимают, где и как и вставляют…