Форум сторонников левой идеи в Украине

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум сторонников левой идеи в Украине » Политика » Ющенко и Тимошенко: кто в доме хозяин?


Ющенко и Тимошенко: кто в доме хозяин?

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Противоречия между президентом и премьером, которые, по мнению экспертов, будут обостряться с приближением президентских выборов, своеобразно вылились на этот раз в газовой сфере.

Виктор Андреевич, как известно, не пускал Юлию Владимировну на переговоры в Москву до своей личной поездки в Белокаменную. В столице России он после долгой встречи с Владимиром Путиным порешал газовые вопросы. Тем самым не только показав, что два президента могут найти общий язык, но и то, кто в доме, то есть в Украине, истинный хозяин.

Игра в четыре руки

Судя по всему, президент не очень-то и хотел отпускать премьера в Москву и после своего визита, резонно полагая, что Тимошенко попытается перекроить достигнутые договоренности на свой манер. Тем более что ни сама премьер, ни ее ближайшее окружение такого стремления особо и не скрывали. Так, первый вице-премьер Александр Турчинов прямо заявлял, что Тимошенко будет проводить переговоры “с чистого листа”, фактически с нуля.

Этот тезис подтвердил и советник премьер-министра, депутат Верховной Рады Украины Александр Гудыма. По его словам, Тимошенко готова предложить новую схему сотрудничества с “Газпромом”. Вместе с тем он дал понять, что при неблагоприятном развитии ситуации для себя Киев может затруднить России путь во Всемирную торговую организацию. Александр Гудыма отметил, что суть предложений Юлии Тимошенко к России сводится к возврату прямых поставок газа для Украины, а также к совместному участию в проекте “Карпатский поток”. “Мы должны вспомнить то, что давно хорошо работает. Это совместное российско-украинско-турецкое предприятие “Газтранзит”. Именно это предприятие, которое было основано в 1997 году, сегодня экспортирует около 5,5 млрд. российского газа в балканском направлении. Именно это предприятие и должно показать, как нам нужно работать в ближайшие годы”, — заявил Гудыма.

По его словам, Тимошенко готова предложить России сотрудничество в проекте “Карпатский поток”, который намного выгоднее “Южного” и “Северного” потоков. При этом он отметил, что с точки зрения обеспечения энергетической безопасности Украина не может себе позволить зависеть от внешнего источника так, как сейчас. “Сегодня мы на 71 процент зависим от поставок со стороны России. Это наше право иметь диверсификацию и в то же время предлагать россиянам проекты, которые будут увеличивать пропускную способность существующих газопроводов”, — отметил Александр Гудыма.

Такие заявления накануне поездки премьера в Москву не могли не встревожить президента и его Секретариат. Виктор Ющенко прямо заявил Юлии Тимошенко, что Кабмин саботирует выплату долга за получаемый из России газ. “14 февраля страна должна была рассчитаться полностью за весь потребленный газ в 2007 году. На сегодняшний день из 7,5 миллиарда гривен долгов путем больших усилий, в том числе моих лично, погашено 1,5 миллиарда”, — отметил президент. По его словам, украинский Минфин до сих пор “не заплатил ни копейки” компании “Нефтегаз Украины” по тем компенсациям, которые предусмотрены бюджетом. Симптоматичным можно назвать и заявление президента о том, что правительство “практически ничего не сделало для решения газовой проблемы”, что идет в нарушение как договоренностей самого Ющенко и президента РФ Владимира Путина, так и решений, принятых на заседании Совбеза Украины. На встрече с Тимошенко глава государства также призвал премьер-министра во время переговоров в Москве не политизировать газовый вопрос.

Прямо скажем, нервную реакцию Секретариата президента на визит Тимошенко в Москву характеризуют сразу два заявления, вышедшие из недр президентской канцелярии. В них фактически признается острая конкуренция между Ющенко и Тимошенко в контроле над схемой поставок газа. Об этом можно судить хотя бы по таким словам: “Беспокоят заявления Кабмина о том, что премьер-министр Юлия Тимошенко будет вести переговоры с российской стороной по организации поставок газа в нашу страну “с чистого листа”. По сути, это означает намерение правительства дезавуировать договоренности, достигнутые в Москве президентами Украины и России. Такая позиция неправильна и категорически неприемлема”. И далее: “Ситуация с поставками газа в Украину и расчетами за потребленное топливо находится под личным контролем президента Украины Виктора Ющенко”.

Эти заявления еще раз подтверждают выводы экспертов, что практически одновременные визиты Тимошенко и Ющенко в Москву объясняются конкуренцией между руководителями Украины: каждый из них стремится заполучить контроль над схемой поставок газа, что обеспечит необходимый денежный ресурс накануне выборов президента.

Его величество Лобби

И все-таки президентские выборы — это день завтрашний. А президент и премьер, держа в уме этот завтрашний день, должны думать и о дне сегодняшнем. Ни для кого не секрет то, что владеющий газовым потоком или, иными словами, сидящий “на трубе”, чувствует себя в Украине более уверенно, чем тот, кто от нее удален. Как отмечает политолог Андрей Ермолаев, “в Украине все знают, как с россиянами нужно выгодно продавать себе газ. Уникальное качество украинской политики и экспертов: предлагать схемы с гарантиями для себя”.

— В свое время я говорил, что, на мой взгляд, в схеме поставок газа и характеристиках компаний, которые в ней работают, есть много признаков лоббизма в пользу третьей стороны. — Дискредитировав одну компанию (RosUkrEnergo), создают условия для появления новых совместных предприятий, которым предстоит покупать газ российского происхождения, договариваясь с “Газпромом” о балансе, или работать со старым операционистом. Здесь появляется свобода для украинских промышленных олигархов, которые могут получить лицензию на поставки голубого топлива, — они могут работать с газом азиатского или любого другого происхождения. Политики или аналитики, которые лоббировали изменение схемы, предполагали такой результат? Я думаю, да.

Эту мысль, кстати, разделяет и российский эксперт, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Он считает, что Юлия Тимошенко лоббирует интересы определенных бизнес-структур. По его мнению, на переговорах в Москве украинский премьер добивалась в первую очередь преференций для близких ей бизнес-групп. В их числе он назвал “Индустриальный союз Донбасса”, который контролирует в правительстве Тимошенко блок вопросов, связанных с ТЭК. Эксперт также отметил, что очевидно участие в этих схемах бывшей команды господина Бакая, который скрывается в России от уголовного преследования в Украине. “Небезызвестен факт полета руководителя “Нефтегаза Украины” господина Дубины, который является выходцем из “Индустриального союза Донбасса”, на самолете, принадлежащем компании “Итера”, на переговоры в Россию”, — подчеркнул Минченко.

Комментируя московские переговоры, эксперт отметил, что по их итогам “Газпром”, получив 50 процентов в новом совместном предприятии, может добиться более весомого доступа на внутренний рынок Украины. При этом он не исключил, что Юлия Тимошенко может пойти на повышение цены на газ в обмен на повышение ставки на транзит голубого топлива. “Это позволит получить дополнительные средства в “Нефтегазе Украины” и, соответственно, средства для реализации ее главного проекта — выплаты компенсаций вкладчикам Сберегательного банка”, — полагает эксперт.

Последовательная непоследовательность

При этом Евгений Минченко не исключил, что переговоры Москвы и Киева по газовой теме могут затянуться. “Мой прогноз: потребуется несколько недель, поскольку есть много точек расхождения. Но хочется надеяться, что будут зафиксированы соглашения, и эти правила игры не будут меняться в этом году или в начале следующего. Менять правила игры каждый год — это не совсем верно”, — считает политолог.

Между тем он отметил, что очень многое будет зависеть от украинской стороны. Минченко напомнил, что нынешние предложения Юлии Тимошенко о возврате к схемам поставок газа 2004 года и “Карпатском потоке” идут вразрез со сказанными ею ранее словам о том, что эти соглашения противоречат национальным интересам Украины. Эксперт обратил внимание, что именно правительство Юлии Тимошенко добилось отмены этих соглашений. Как полагает политолог, такие действия украинского премьера сложно назвать последовательными и предсказуемыми.

“Я думаю, что одна из главных проблем во взаимоотношениях России и Украины — это непоследовательность со стороны Киева и наличие разнородных групп влияния, каждая из которых играет в свои игры как геополитические, так и игры, связанные с переделом финансовых потоков”, — заключил эксперт.

Вот тут позволим с авторитетным российским специалистом частично не согласиться. Ведь, если внимательно проследить за трансформациями заявлений и действий украинских президента и премьера по газовым вопросам, можно проследить последовательную непоследовательность. И перемены в этих заявлениях и действиях, порой на диаметрально противоположные, могут свидетельствовать лишь об изменяющихся конъюнктуре и бизнес-окружениях двух главных руководителей страны.

0

2

Ключ к президентской кампании
     
Кто выиграет борьбу за местные советы, тот выиграет и президентскую кампанию.

     

Начало нового политического сезона не принесло с собой сколько-нибудь заметного облегчения острого кризиса, который в результате привел к роспуску Верховной Рады. Более того, тенденция последних лет неизменна – весна традиционно приносит новые вызовы и осложнения, вспомнить хотя бы минувший год, когда в апреле Президент подписал указ о роспуске Рады. Другой влияющий на обострение фактор тот, что март – традиционное время парламентских и местных выборов. И даже если в этом году их нет, политики устроены таким образом, что весеннее время выработало у них своеобразный рефлекс находиться в постоянной готовности если не к плановым, то внеочередным выборам.

Предвесеннее время в этом году традиционно подбросило предсказуемый сюрприз в виде гипотетической пока возможности досрочного роспуска Верховной Рады. Выход Виктора Балоги, Романа Безсмертного и пяти нардепов из состава НСНУ и разворачивание нового пропрезидентского партийного проекта заставил всех в очередной раз задуматься о шансах на то, что нынешний парламент может, как и его предшественник, досрочно прекратить свое существование.

Однако объективные факторы, как то время для разворачивания партийной сетки, продвижения нового брэнда и сомнения в его успешности в условиях фактического доминирования Партии регионов и БЮТ, делают перспективу досрочной парламентской кампании скорее предметом политологического обсуждения, нежели объективной реальностью. Более того, последние события в верхах и воскресное телевизионное интервью Виктора Балоги заставляют задуматься больше о возможности внеочередных выборов Президента.

Банковая, после роспуска Рады вернувшая себе доминирующие позиции во власти, сегодня остро ощущает недостаток кадровых менеджеров накануне решающей схватки за престол гаранта. Пока Янукович, подобно медведю после спячки, только пытается выбраться из зимней берлоги, куда его загнала коалиция, и толком не может сформулировать внятных идей для электората (антиНАТО для этого явно не годится, тема русского языка поблекла), Тимошенко, подобно бронепоезду, недавно стоявшему на запасном пути, вовсю набирает крейсерский ход, прибирая к рукам уже не только ющенковского, но теперь еще и «регионаловского» избирателя.

А ведь расчет будущей кампании Ющенко как раз и строился на том, чтобы как Леонид Кучма в 1999-м, перепрыгнуть с правобережного на левобережный электорат страны. Ведь не просто же Банковая так усиленно обхаживала Рината Леонидовича и Раису Васильевну, чтобы их руками загребать весь жар на Юго-Востоке в 2010-м. Однако агрессивная игра Тимошенко теперь уже поломала весь преферанс с «польским болваном». Суть этой игры заключается в том, что, не имея третьего партнера для преферанса, двое игроков вводят в расклад несуществующего третьего преферансиста («польского болвана»), за которого играют сами. В качестве такого «болвана» Банковая в будущей партии Ющенко с Тимошенко планировала использовать Виктора Федоровича, разыграв его козыри руками Президента. Однако сегодня уже становится понятно, что сделать это будет намного сложнее.

БЮТ и Партия регионов пока что не предпринимают никаких явных шагов в направлении ни парламентской, ни президентской кампании. Лидеры обоих сил занимают наблюдательную позицию, ожидая какой-нибудь явной ошибки со стороны секретариата Президента. Последний, помимо игры в новый политпроект, параллельно пытается запустить анти-коррупционную волну, явно в расчете на повышение рейтинга гаранта. Поэтому на нарах, пусть и ненадолго, оказался социалист Николай Рудьковский, поиски нового «козла отпущения» пока продолжаются. Но им явно станет кто-то известный и одиозный, в чьих услугах СП больше не нуждается. Идеальной кандидатурой могли бы стать мэры крупнейших городов – Киева и Харькова господа Леонид Черновецкий и Михаил Добкин.

Однако первого глава президентского Секретариата недавно взял под личную защиту. Значит, время сдавать Космоса пока не пришло. Но наступит непременно, так как нет такой цены, которой бы Ющенко не заплатил за второй срок. Что касается Добкина, то тут все зависит от того, захочет ли Партия регионов расплатиться своим однопартийцем за сделку с Президентом вроде формирования «широкой» коалиции.

Интересы бютовцев и «регионалов» пока что имеют одну серьезную точку пересечения – всеобщие досрочные местные выборы. И как показала практика многих знаковых голосований в Верховной Раде – за закон о Кабинете министров или же о тендерных закупках – если такое совпадение касается принципиальных вопросов, идеологические разногласия откладываются в сторону. Переформатирование карты местной власти, с позиции будущей президентской кампании, представляется наиболее удачным решением для стратегов обеих политических сил.

Ющенко неосторожно обозначил свой интерес к данной тематике, подготовив в январе изменения к закону о статусе государственных администраций. Предложения президентской стороны касаются внесения поправок в законодательство, предусматривающих существенное усиление роли областных и городских госадминистраций не в пользу полномочий Кабмина и исполкомов местных советов. Напомню, что конституционная реформа 2004 года позволила последним серьезно расширить свои права. Прошедшие затем мартовские выборы местных советов и мэров 2006-го еще более закрепили эту тенденцию, следствием чего стал повсеместный передел сфер влияния между исполкомами и городскими головами с одной стороны, и районными и областными администрациями – с другой.

Наиболее остро и наглядно это проявилось в Харьковской, Житомирской, Николаевской и Херсонской областях. В Харькове сложилась весьма напряженная ситуация в отношениях губернатора Арсена Авакова с областным и городским советами, которая даже привела к выражению полпреду Президента вотума недоверия. Впрочем, в отставку Аваков так и не ушел. В Житомире случилась аналогичная история, начавшаяся с противостояния между председателем облсовета Ириной Синявской и фракцией БЮТ. Позднее на стороне «сердечных» выступил губернатор-«нашеукраинец» Юрий Павленко. Наконец, уже в начале этого года вследствие использования императивного мандата БЮТ заменил девятерых своих депутатов и вместе с фракцией «Нашей Украины» избрал председателем облсовета бютовца Виталия Француза. Однако Синявская отказалась уйти с поста, что привело к фактическому двоевластию в регионе. Что до Николаева и Херсона, то тут конфликт разгорелся между горсоветами и мэрами, Виктором Чайкой и Владимиром Сальдо соответственно.

В то же время, местные выборы 2006-го продемонстрировали усиление общенациональной тенденции выстраивания двухпартийной системы на базе ПР и БЮТ. Мэрами часто становились не в силу особых личных качеств, а из-за принадлежности к доминирующей в регионе партии. При этом также четко обозначился возрастающий интерес ведущих столичных политиков к местному уровню (Рудьковский стал мэром Чернигова, Михаил Добкин – Харькова, а Шуфрич избирался депутатом Крымского парламента). Это свидетельствует об усилении роли регионального вектора ключевых политических сил, часто отряжающих видных партийцев на места.

В то же время, выборы 2006-го привели в местные советы довольно много внепартийных проектов, таких как «Гражданский актив Киева» или «Ночной дозор» (Сумы). Время этих однодневок явно проходит, о чем свидетельствует полный провал киевского ГАКа, растворившегося сегодня без следа. Наиболее жизнеспособными являются как раз фракции крупнейших партий и блоков. При этом существует прямая зависимость между попаданием той или иной партии в стены парламента. Провал Блока Литвина в 2006-м привел почти к полной потере контроля за местными фракциями этой силы, аналогичная неприятность сегодня происходит с СПУ, чьи депутаты в регионах ныне массово переходят под знамена БЮТ и ПР.
Проведение досрочных местных перевыборов не только бы дало Партии регионов и Блоку Юлии Тимошенко возможность поломать всю предвыборную стратегию Виктора Ющенко, стремящегося подстроить под свою кампанию региональную систему. Оно также формализовало бы их монопольный статус ведущих политических сил страны. В любом случае, именно регионы становятся ключом к победе на президентских выборах. Тут действует принцип: кто выиграет борьбу за местные советы, тот выиграет и президентскую кампанию

0


Вы здесь » Форум сторонников левой идеи в Украине » Политика » Ющенко и Тимошенко: кто в доме хозяин?